среда, 26 октября 2011 г.

Что такое ХЕНД МЭЙД?

Когда я пришла в интернет, странным и незнакомым показалось название ХЕНД МЭЙД. Я все время думала, ну почему просто не сказать рукоделие, ручная работа... А сегодня прочитала статью Алены Ивановой и поняла, что не одну меня волнует этот вопрос. Выводы Алены очень интересны, поэтому хочу поделиться этой статьей со своими читателями.

Решила я тряхнуть стариной и применить философское образование в определении понятия "хенд мэйд" или "ручная работа". А сподвигла меня к этому полная неразбериха в определении. Я уже несколько недель пытаюсь разобраться чем же понятие хенд мэйд отличается от понятия декоративно-прикладного искусства, ремесла, народного и художественного творчества. Делюсь результатом мыследеятельности. Сразу, опустим эмоциональную составляющую и начнем говорить научным языком.

ХЕНД МЭЙД - это вид человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленный на производство определенного ПРОДУКТА, с помощью определенных ОРУДИЙ ТРУДА. Осталось дать характеристики ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКТА и ОРУДИЙ ТРУДА.

Чем отличается моя деятельность когда я сижу дома и вяжу шарф, от вязальщицы такого же шарфа, которая сидит в цехе. Первое, что напрашивается КАЧЕСТВОМ. А что обуславливает качество моего шарфа? ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Я занимаюсь ИНДИВИДУАЛЬНОЙ деятельностью в отличии от работницы цеха, которая занимается КОЛЛЕКТИВНОЙ деятельностью. Другими словами производство моего шарф напрямую зависит от моего характера, вкуса, взгляда и т.д. Шарф же работницы цеха определяет план и технология производства - её личность не участвует в этом шарфе, ну разве что на уровне - старательный она работник или нет.

Теперь ПРОДУКТ. Ручная работа подразумевает ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО - согласна. Но и фабричное производство его не исключает. Также высокое качество имеют и предметы народного творчества. В чем же разница? Я подумала, покрутила - если я сделаю качественный и не красивый браслет - он по деятельности будет ручной работой, но по продукту нет. Следовательно продукт должен обладать художественной ценностью, т.е. быть ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫМ.

А если мы выпускаем ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ, ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ продукт - почему мы не художники. А не художники мы потому, что наш высококачественный и высокохудожественный продукт имеет УТИЛИТАРНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. Звучит не очень приятно, но я специально взяла слово утилитарный, т.к. по этимологии оно идеально подходит к продукту нашего труда. (Утилитарный - полезный, употребляемый с пользой). Т.е. мы в отличии от ремесленников/кустарей делаем высокохудожественные вещи, а в отличии от художников вещи полезные. Конечно, ремесленник может делать красивые вещи, а художник полезные, но если мы будем определять понятие художник, то полезность будет второстепенна, а если ремесленник - красота отойдет на второй план.

А теперь осталось разобраться с орудиями труда. Здесь все очень просто - орудия труда должны быть РУЧНЫМИ. Итак :  ХЕНД МЭЙД - это индивидуальное ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, продуктом которого являются высокохудожественные и высококачественные изделия утилитарного назначения. Вот так вот - ву а ля :)


Комментариев нет:

Отправить комментарий